Разрешение трудовых споров

Краткое содержание: [показать]

Трудовые споры могут возникать между руководителями организаций и их сотрудниками по различным причинам. Рассмотрим подробнее, какие виды трудовых разногласий существуют, и какие механизмы их разрешения предусмотрены законодательством. Вопросы рассмотрения и разрешения трудовых конфликтов достаточно подробно регулируются трудовым законодательством, но при этом общего определения этому явлению закон не содержит.

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: 8 (800) 700-45-51

Исходя из сложившейся практики можно выделить несколько признаков трудовых споров:

  • Они возникают между субъектами трудовых правоотношений, заключившими трудовой договор.
  • Стороны не могут самостоятельно договориться и найти выход из конфликтной ситуации.
  • Разрешение трудового спора возлагается на специально созданные структуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовые споры – неурегулированные разногласия между работодателем и работниками относительно нарушения трудовых прав, подлежащие рассмотрению специальными органами.

ТК РФ предусматривает два вида трудовых конфликтов:

  • Индивидуальные. Их участниками могут быть отдельные работники, интересы которых были нарушены. Информация о порядке разрешения содержится в главе 60 ТК РФ.
  • Коллективные. В этом случае стороной конфликта с работодателем является целый коллектив. Процедуру улаживания подробно описывает глава 61 ТК РФ.

Причины возникновения трудовых конфликтов

Основания для появления рабочих конфликтов могут быть различными. Условно их можно разделить на два вида:

  • субъективные, то есть зависящие от работодателя (например, неправильное толкование руководителем норм трудового права);
  • объективные, возникающие вне воли руководителя (например, банкротство организации, которое влечет за собой невозможность оплаты труда сотрудникам).

Индивидуальные трудовые споры чаще всего возникает по следующим причинам:

  • задержка или невыплата заработной платы в течение длительного времени;
  • необоснованное увольнение или перевод сотрудника;
  • незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности;
  • возмещение вреда, причиненного работодателю незаконными действиями работника.

При этом следует учесть, что спор может возникнуть даже после расторжения трудового контракта либо до его заключения, если работодатель отказывает принимать сотрудника на работу. Основания для возникновения коллективного трудового спора указаны в ст. 398 ТК РФ. К их числу относятся:

  • нарушение прав трудового коллектива при заключении, расторжении и изменении коллективного договора;
  • одностороннее изменение условий труда, в том числе по заработной плате;

Кроме того, если при принятии нормативных актов на предприятии работодатель намеренно не примет во внимание решение работников, этот факт также будет являться основанием для возникновения трудовых разногласий.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Трудовое законодательство предусматривает совершенно разные способы защиты работника при возникновении индивидуального и коллективного трудового спора. При этом сотрудники имеют право восстанавливать свои нарушенные права любым незапрещенным способом.

Если трудовой спор является индивидуальным

Статья 382 ТК РФ указывает, что право на рассмотрение трудового спора, стороной которого является конкретный работник, имеет комиссия по трудовых спорам и суд. Комиссия создается по инициативе сотрудников на предприятии и состоит из одинакового количества представителей работников и работодателя. Основная цель ее работы – уладить возникшие разногласия без участия суда.

Порядок действий при таких обстоятельствах прост: сотрудник направляет в комиссию заявление в течение 3-х месяцев с того момента, как он узнал, что его права нарушаются. Сроки рассмотрения составляют 10 дней. По вопросу проводится тайное голосование и выносится решение, которое может быть оспорено недовольной стороной в десятидневный срок.

Судебный порядок рассмотрения трудового спора применяется для обжалования решений КТС. Кроме того, перечень обстоятельств, когда разногласия рассматриваются только в судах, изложен в ст. 391 ТК РФ.

Работодатель также имеет право защищать свои интересы в суде, если работник при выполнении своих трудовых обязанностей причинил ему существенный материальный вред. Следует учесть, что подобные вопросы входят в компетенцию не арбитражного суда, а судов общей юрисдикции.

Улаживание коллективного трудового спора

Трудящиеся имеют приоритетное право инициировать коллективный трудовой спор путем предъявления работодателю письменных требований для защиты своих прав. Если руководство проигнорирует их либо откажется выполнять, стороны могут приступить к примирительным процедурам.

Примирительные процедуры для разрешения коллективного трудового спора состоят из 3 этапов:

  • участие примирительной комиссии;
  • помощь посредника;
  • трудовой арбитраж.

Первый этап является обязательным для участников конфликта, а второй и третий предоставляются на их выбор. Примирительная комиссия создается в организации из равного числа представителей рабочего коллектива и работодателя и рассматривает спор в течение 3-5 дней в зависимости от уровня социального партнерства.

Если урегулирования конфликта достигнуть не удалось, конфликтующие стороны могут прибегнуть к помощи посредника (специально приглашенного независимого специалиста) или трудового арбитража (органа, временно создаваемого в организации, из числа работников, работодателя и представителей Роструда). Если примирительные процедуры не привели к должному результату работники имеют право провести забастовку в установленном законом порядке.

Зачем нужна помощь юриста

Достигнуть согласия между сотрудниками и работодателями при разрешении трудовых споров бывает очень непросто. Поэтому работникам, как наименее защищенной стороне трудового конфликта, для более эффективной защиты своих интересов следует воспользоваться консультацией юриста по трудовым спорам. Квалифицированные специалисты в данной области имеют достаточный опыт и практические знания для представления интересов пострадавшей стороны трудовых правоотношений.

Основные услуги, которые предлагают юристы при урегулировании трудовых споров:

  • ведение переговоров с работодателем;
  • составление и подача жалоб в комиссию по трудовым спорам;
  • оспаривание необоснованных решений;
  • представление интересов стороны в судебных инстанциях всех уровней;
  • помощь при уклонении стороны конфликта от участия в примирительных процедурах.

Грамотный юрист поможет разрешить возникшие разногласия максимально оперативно, учитывая все тонкости данного процесса.